Еткульский детский сад "Одуванчик"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской ФедерацииРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации Глава 1. Общие положенияСтатья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования). 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; 3) обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни; 4) уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности; 5) образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности; 6) академическая степень – характеристика уровня высшего образования в определенной области профессиональной деятельности; 7) квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций; 8) федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки. 9) образовательный стандарт – локальный нормативный акт, определяющий требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; 10) образовательная программа – утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и (или) направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся; 11) примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы; 12) общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; 13) профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности; 14) профессиональное обучение – вид образования, направленный на приобретение обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых (служебных) функций (определенного вида трудовой (служебной) деятельности (профессии)), который не сопровождается повышением уровня образования; 15) дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования; 16) обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования; 17) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, требующие для получения образования обеспечения специальных условий, отнесенные к указанной категории психолого-медико-педагогической комиссией; 18) образовательная деятельность – деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; 19) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность; 20) организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности); 21) организации, осуществляющие образовательную деятельность – юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 22) педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых (служебных) или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса; 23) учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; 24) образовательный процесс – процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования; 25) практика (учебная, производственная и преддипломная) – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью; 26) профессиональная ориентация – деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; 27) профильное обучение – организация образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы основного общего, среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной общеобразовательной программы; 28) направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения; 29) средства обучения – приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы; 30) трудоемкость обучения – количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени и (или) сложности достижения учебного результата, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу; 31) аттестация обучающихся (выпускников) – процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы; 32) образовательные услуги – комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 33) качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; 34) участники отношений в сфере образования – органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования; 35) конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося. Иные понятия определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности сферы образования; 2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях; 6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, предоставление педагогическим работниками свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования; 7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. 8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией; 10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования; 11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Статья 4. Цели и задачи законодательства об образовании 1. Целями законодательства об образовании являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в образовании, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. 2. Основными задачами законодательства об образовании являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 2) создание правовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) правовое регулирование отношений в сфере образования, определение правового положения их участников; 5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статья 5. Законодательство об образовании 1. Законодательство об образовании основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты в сфере образования. 2. Законодательство об образовании регулирует отношения в сфере образования, включающие: 1) общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения); 2) общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. 3. По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 4. Органы местного самоуправления могут принимать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 5. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования, содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень гарантий граждан по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования, содержащихся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, положениям настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона. 6. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. 7. На лиц, проходящих федеральную государственную службу по должностям педагогических и научно-педагогических работников, а также лиц, проходящих федеральную государственную службу, являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о соответствующем виде государственной службы. Статья 6. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка. Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ при реализации права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. 3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. 4. Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию системы образования в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни. В целях реализации права каждого на образование государство: создает необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, посредством организации интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию; оказывает содействие лицам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством создания и (или) поддержки специализированных образовательных организаций; осуществляет полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения ими образования. 5. Государство гарантирует гражданам получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном федеральными законами. Право граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: 1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; 2) обеспечение реализации государственных гарантий прав граждан в сфере образования, за исключением государственных гарантий, обеспечение реализации которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования; 4) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций; 5) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; 6) установление федеральных требований к образовательным организациям в части минимальной оснащенности образовательного процесса средствами обучения и оборудования учебных помещений; 7) лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности: организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования; федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных организаций, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; 8) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении организаций, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; 9) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) организация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования (за исключением государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего общего образования), в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации и обеспечение ими субъектов Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена; 11) методическое обеспечение государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 12) установление требований к местам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме единого государственного экзамена, всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, проводимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями; 13) установление и присвоение почетных званий, государственных и ведомственных наград (званий) работникам системы образования; 14) изучение потребности рынка труда, разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда; 15) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне; 16) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. 1. К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия: 3) подтверждение документов об образовании и (или) квалификации. 2. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. 3. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: 1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, по лицензированию образовательной деятельности и по государственной аккредитации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 4. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. 5. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования: 1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий; 2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; 3) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий готовит предложения по совершенствованию законодательства об образовании. 7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования: 1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; 2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний: об устранении выявленных нарушений; о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 настоящей статьи, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации; об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 настоящей статьи; 3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; 4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; 5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий; 6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению; 7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. 8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): 1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; 3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 6 и 7 настоящей статьи; 4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования: ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления; экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий; сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования; иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; 5) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций. 9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации. 10. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий по подтверждению документов об образовании и (или) квалификации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: 1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъекта Российской Федерации; 2) создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций субъекта Российской Федерации; 3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 4) обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях, а также дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 5) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (за исключением образования, получаемого в федеральных государственных образовательных организациях); 6) организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; 7) организация предоставления дополнительного образования детям в образовательных организациях субъектов Российской Федерации; 8) организация предоставления дополнительного профессионального образования; 9) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению государственной (итоговой) аттестации, организацию формирования и ведения региональных информационных систем обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ обучающихся, а также обеспечение ознакомления обучающихся с результатами государственной (итоговой) аттестации и аккредитацию общественных наблюдателей); 10) организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в аккредитованных и реализующих основные общеобразовательные программы образовательных организациях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях; 11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации; 12) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся муниципальных образовательных организаций и имеющих государственную аккредитацию частных общеобразовательных организаций, а также осуществления государственной поддержки реализации дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных организациях. 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление образовательными организациями высшего образования, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных образовательных организаций. Такие реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования 1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам); 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в образовательных организациях субъекта Российской Федерации) на территории муниципального района (городского округа); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление конкретных территорий муниципального района (городского округа) за определенными муниципальными образовательными организациями; 6) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных настоящим Федеральным законом. 2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению территорий за образовательными организациями субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. 3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года. Органы местного самоуправления городских округов имеют право на создание муниципальных образовательных организаций высшего образования. Глава 2. Система образованияСтатья 11. Структура системы образования 1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты; образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющей образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законные представителей); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. 2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). 3. Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования. 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – специалитет, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. 5. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования. Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования. 5. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты. 6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования – также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки соответствующих уровней профессионального образования. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При утверждении новых перечней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться их соответствие предыдущим перечням профессий, направлений подготовки и специальностей по указанным в них отдельным профессиям, специальностям и направлениям подготовки. 7. Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. 8. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно. Порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, устанавливаемых ими самостоятельно, определяются Правительством Российской Федерации. Требования к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ высшего образования, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (при их наличии). Направления подготовки и специальности, по которым указанными в абзаце первом настоящего пункта образовательными организациями устанавливаются образовательные стандарты, подлежат включению в перечни, указанные в абзаце втором части 6 настоящей статьи, на основании заявления образовательной организации об установлении образовательных стандартов. 9. Федеральные государственные требования устанавливаются к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ и срокам обучения по этим программам. Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Статья 13. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации. 2. В Российской Федерации реализуются основные и дополнительные образовательные программы. 3. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования –программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата (академического и прикладного), программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. 4. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Имеющие государственную аккредитацию организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. 6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. К разработке примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 7. В случаях, установленных федеральными законами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются примерные программы профессионального обучения. 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня и (или) направленности или по виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статья 14. Общие требования к реализации образовательных программ 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, под которой понимается форма организации образовательного процесса, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий. Количество зачетных единиц (кредитов) по основной общеобразовательной программе, по основ 2 мая 2015 в 11:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.