Еткульский детский сад "Одуванчик"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияНаправления деятельности творческого коллектива по разработке ФГОС ДО: · Разработка и апробация нормативно-правовой документации по введению ФГОС ДО · Программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования России · Инновационная деятельность по реализации документов правительства (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации») Обсуждаемые проблемы I. Состояние системы дошкольного образования в переходный период. II. Закон «Об образовании в Российской Федерации». III. Переход на первый уровень образования (Трудности, проблемы, риски) IV. Социальное партнерство ДОУ с родителями, как ресурс реализации первого уровня образования. V. Художественно-эстетическое развитие детей в современных условиях
1. Состояние системы образования в переходный период
Перспективы в рамках реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 1). Для переходного периода характерна определенная пауза. До принятия стандарта дошкольного образования не будет издано новых программ. Все ДОО разрабатывают собственную Образовательную программу. Сегодня не стоит ДОО приобретать комплекты самих программ и методическое обеспечение к их реализации. Все будет перерабатываться под ФГОС ДО. 2). После обсуждения стандарта он будет принят и утвержден МОиН РФ) 3) На основании утвержденного стандарта авторы вариативных программ (старых и новых) должны будут их переработать, а затем представить переработанные программы на экспертный совет при МОиН РФ. После прохождения экспертизы и принятия каждой программы, она будет включена в реестр примерных общеобразовательных программ, который будет размещен на сайте МОиН РФ. После этого вместе с родителями каждая ДОО выбирает программу с методическим обеспечением. 4) Выбрав программу, педагогический коллектив ДОО на ее основании разрабатывает ООП ДОО. Можно в качестве основной использовать только примерную программу без переработки. О содержании, формах и методах деятельности ДОО в переходный период Переход на первый уровень образования является ответственным. ДОО имеет ряд преимуществ перед школой. В ДОО созданы условия, приближенные к семейным, воспитатель несет определенную материнскую функцию. С переходом на первый уровень образования проявляются и недостатки. Любая программная задача должна быть решена всеми без исключения детьми (это первый риск перехода). Мы профессионально не готовы обеспечить освоение каждым ребенком на высоком или среднем уровне содержания всей программы и каждой задачи. Есть категории детей, не способных брать определенные задачи, не справляющихся с определенным содержанием. Вторым риском является наполняемость групп. В отличии от школьника ребенок дошкольного возраста не может получить полноценное образование во фронтальных формах. Дошкольник требует личностно ориентированного взаимодействия со взрослым, он требует совместного взаимодействия при освоении содержания образовательной программы. Пере авторам примерных образовательных программ будет стоять задача разработки технологии реализации программы. Отслеживание результатов (мониторинг) В переходный период необходимо в годовой план на текущий учебный год включить задачу по изучению педагогическим коллективом требований к реализации уровней образования, которые определены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо привлечь родителей детей 4-го года жизни. Они уже попадают под первый уровень образования. Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования6 включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования. Выявить родителей-юристов и привлечь их к разъяснительной работы, связанной с переходом на 1 уровень образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» увязан с уголовным и гражданским кодексом. Необходимо обеспечить информационное сопровождение при проведении работы, связанной с переходом на 1 уровень образования (выступления на родительских собраниях, памятки, стенды). С 1 сентября 2013 года Закон «Об образовании в РФ» действует. Что такое уровень образования должны знать все педагоги. Необходимо рассмотреть перспективу реализации первого уровня образования с учетом традиционных целей и задач, которые стоят перед системой дошкольного образования России. Сосредоточить усилия и начать адаптировать педагогический коллектив к конкретным показателям качества. К неформальной оценке качества.. Д.Б. сделаны первые шаги по реализации Закона «Об образовании в РФ» в части требований к оценке , к которой привлекаются представители общественности (родители выпускников). Оценивать качество результатов работы необходимо с привлечением экспертов. При разработке ООП определяется ряд направлений, которые обязательно войдут в стандарт. (Договоры с родителями). Д.б папки изучения и реализации Закона об образовании в РФ.Тема родительского собрания «Переход на первый уровень образования». В связи с Законом меняется статус д/с. Мы обязаны обеспечить образование ребенка на первом уровне. В этих условиях необходима подготовка кадров, повышение квалификации педагогов ДОО. Государственно-общественная система управления
Реализация 1 уровня образования осуществляется при участии гос-общественного управления. В управлении принимают участие сторонние организации. Гос-0общественная система управления обеспечивает качество образования. Кого привлекаем? 1. Гос-общественнная система управления – это не личная инициатива заведующего ДОО, а ее действия осуществляются на основе нормативно-правовых документов. В законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» впервые был поставлен вопрос о том, что защита прав ребенка на образование и развитие обеспечивается путем взаимодействия различных организаций и учреждений (с нами обязаны взаимодействовать правоохранительные органы, учреждения соцзащиты, культуры, медицинские учреждения и т.д). Привлечение различных организаций не должно носить самодеятельного характера., должно строиться на нормативно-правовой основе. Все отношения оформляются Договором о сотрудничестве. Сегодня высока мера ответственности первого лица за образование детей! Государственно-общественная система управления имеет юридическую основу: · Периодичность участия · Характер участия · Оценка результатов или разработка годового плана Государственно-общественная система управления предполагает взаимодействие с ДОО по нескольким направлениям: · Участие в мероприятиях ДОО (ремонт, субботники, праздники, участие этих организаций в мероприятиях по работе с детьми и родителями. · В соответствии с письмами в социальную защиту – работа по профилактике с трудными детьми. Работники соцзащиты проводят работу с семьей. Сегодня руководителю ДОО необходимо научиться делегировать полномочия в управлении, в результате чего будет обоснованной и понятной оценка экспертов. Гос-общественная система управления должна влиять на повышение качества за счет увеличения количества участников и их профессионализма. Это могут быть родители, специалисты различных смежных отраслей. Приказ на государственно-общественную систему управления должен лежать в основе этой работы. Каков резерв повышения качества образования? · В годовой план на текущий период нужно включить изучение педагогами и родителями Закона «Об образовании в РФ» · В годовой план включить задачу: Обеспечить изучение Закона РФ с сотрудниками д/с и родителями · Обеспечить материалами извлечений из закона в части дошкольного образования: ст. 5,8,9 – право на образование, полномочия, финансирование; · Глава 2 – характеристика системы образования ст. 10 – структура системы образования, ст. 11 – о гос. Стандарте, ст. 12 образовательные программы · Ст. 14 – язык образования · Ст. 17 формы получения образования и формы обучения Глава 3 – лица, осуществляющие образовательную деятельностьт \ст. 23 –типы образовательных организаций Ст. 25 – Устав ОО Ст. 26 – управление ОО Ст. 27 Ст. 31 Глава IV. Обучающиеся и их родители Ст. 33 – обучающиеся Ст. 34 – обязанности и ответственность обучающихся Ст. 44 права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей Глава V.Педагогические , руководящие и иные работники Ст. 46 п.1.2 Ст. 47 – правовой статус педагогических работников п.1,2,3,4,5,6,7,9,10 Ст. 48 обязанности и ответственность педагогических работников п.1-11 Ст. 49 – аттестация педагогических работников Ст. 50 – научно-педагогические работники Ст. 51 – правовой статус руководителя ОО Ст. 52 – иные работники Глава VIОбщее образование Ст. 63 п.1 , ст. 64 – дошкольное образование Ст. 65 – плата, взимаемая с родителей Ст. 67 – организация приема п.1 Ст. 78 – о получении образования иностранными гражданами Ст. 92 – государственная аккредитация образовательной деятельности Эти статьи (извлечения) желательно разместить на сайте ДОО. Организовать привлечение родителей к изучению и комментированию статей Закона. Необходимо проведение практических конференций по результатам изучения Закона с привлечением сторонних организаций. В каждой ДОО необходима разработка перспективного плана по его реализации (Закона), обозначить ожидаемые результаты. Какие???????????? Необходимо создать у участников образовательного процесса целостное восприятие представления о правах и обязанностях. Обеспечить привлечение специалистов к разъяснению отдельных статей ФЗ. Подготовка информации и размещение ее на сайте ОО, на информационных стендах. Актуальные задачи повышения качества дошкольного образования на современном этапе Приказ № 651 У дошкольных образовательных учреждений появилась возможность повышения качества образования и воспитания детей по нескольким новым направлениям. Новые направления: · Задача по формированию у детей гендерной принадлежности Появление этой задачи связано с тем, что она входит во всемирный стандарт дошкольного образования. Гендер- не биологический пол, а социальный пол. Индивид приобретает те личностные качества и манеру поведения, которые приняты и установлены в данном социуме. Полоролевое воспитание – роль жестко закрепляется за мужчиной и женщиной. Поменялся социум и гендер стал ведущим в воспитании ребенка (не так жестко держаться за роль мужского и женского воспитания) Толерантность – терпимость к обязанностям женским и мужским. В Российском образовании акцент делается на полоролевое воспитание, а вся Европа акцент делает на гендерное воспитание. От 0 до 7 лет мальчики попадают в категорию риска. Это связано с тем, что до 7 лет биологически мальчики на 2-2,5 года отстают от девочек в развитии. В дошкольном детстве это огромный разрыв. Дети этого возраста во многом воспитываются по подражанию. Более 60% семей в России находятся в разводе и мальчики в семьях находятся рядом только с женщинами (мать, бабушка). В детском саду – воспитатели, специалисты – женщины. В результате ребенок присваивает женскую манеру поведения и лишается мужского влияния. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом. Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Психологи считают, что проявлять мужественность в дошкольном детстве мальчики еще не могут. Эти замечания в адрес мальчиков приводят к тяжелым депрессивным состояниям. В следствии с этим – тревожность, депрессивность. У мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях, самооценка очень низкая. Часто появляется негативное отношение к женщине, к женскому полу вообще. Количество часто болеющих мальчиков больше, чем девочек. Если снимаются упреки, замечания – мальчики перестают болеть. Проявление психосоматики исчезает. И в 8 лет мальчики все наверстывают, будут опережать девочек. В 655 приказе поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, на каждом возрастном этапе ставятся свои задачи. С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. Гендерная принадлежность – понимание, кто я, формирование этого качества происходит непросто. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность, необходимо: 1. При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети», а девочки и мальчики. Использовать в групповом помещении, умывальной комнате, спальне маркеры пространства (внимание! До 4 лет на шкафы один цвет фона для картинки для девочки – красный, для мальчика – синий. В спальне – покрывала разного цвета, салфетки за столом – для девочек и для мальчиков. Так как дети до 4 лет в основном играют отдельно, маркировать групповое пространство можно коврами для игр мальчиков и девочек. В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности ребенка нужно показать специалисту. С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я-мальчик, я-девочка и мне это очень нравится). Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо: · Никогда не противопоставлять девочек и мальчиков, · Использовать произведения художественной литературы , демонстрируя детям привлекательность героев, как женского, так и мужского пола · Использовать праздники, посвященные девочкам и мальчикам, а вот 8 марта и 23 февраля- не использовать. В Японии проводятся Дни мальчиков и Дни девочек. Родители сохраняют свои детские игрушки и показывают их детям, дают поиграть детям. Показывают ценность как мальчика, так и девочки. С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот. Исследование Т.А. Репиной показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. В начальной школе мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо: · При обучении детей в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании, лепке) организовывать пары детей: мальчик-девочка. При этом девочки быстрее выбирают себе пару. Педагог определяет содержание для совместной деятельности детей, т.о. чтобы они попадали в зависимость друг от друга. (например, аппликация « Светофор» девочки вырезают 2 сигнала, мальчик – один сигнал и подставку для светофора. Если сочетать и чередовать те занятия, где мальчики не очень успешны с теми, где они более успешны (лепка, конструирование), ситуация может поменяться в лучшую сторону. И педагог должен понимать, что здесь важна система! · С целью повышения у мальчиков самооценки необходимо только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем девочкам к празднику. Необходимо провести предварительную работу с мальчиками, как дарить подарок. · Использование в игре мозаичных макетов, карт (см. журнал «Обруч» 2012 год) Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности. Проблема реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» 1. При реализации данной образовательной области особую трудность представляет решение задачи, связанной с развитием у детей литературной речи, которое предполагает большую начитанность детей. Слушание чтения произведения представляет большую нагрузку для ребенка, ему нужно слушать и представлять действия произведения. Ребенка необходимо приобщать к слушанию художественных произведений с 10 месяцев. Для этого надо использовать любой момент при общении с малышом. Задача ФГТ по художественной литературе трудновыполнима. Это возможно выполнить вместе с родителями. Для решения данной задачи необходимо объединение усилий семьи и д/с. Для этого важно: · Включать в годовой план работы задачу: привлекать родителей к организации и проведению работы по чтению художественной литературы в семье. Для этого провести родительское собрание по повышению правовой культуры родителей и добиться их понимания того, что при реализации приказа № 655 и 44ст. ФЗ об образовании, где прописано, что родители являются обязательными участниками разработки и реализации ООП. · Довести до сведения родителей п.6 ст. 44, в котором указано, что «За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных ФЗ и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Педагогу важна социально равная позиция по отношению к родителям. · Изучение опыта родителей по чтению художественной литературы в семье (выставка книг, которые читают ребенку дома). · Распространение опыта тех родителей, которые систематически читают детям. Опыт других родителей является для остальных наиболее значимым. Родители рассказывают об общении с ребенком до и после прочтения произведения, о повторном обращении к чтению, о выборе литературы и т.д. Встречи с родителями проводятся в присутствии детей. Обсуждение и принятие определенных решений по распространению опыта. Можно практиковать встречи с библиотекарем. Постановка вопроса о том, чтобы все родители в течение месяца прочитали детям произведения одного из писателей. А затем устраивается литературный праздник. Решение родительского собрания: об участии родителей в формировании библиотеки произведений художественной литературы на новый учебный год. Далее родителям объясняется, что для решения задачи по развитию литературной речи у детей чтения художественных произведений недостаточно и параллельно с обязательным программным перечнем всем сообща необходимо сформировать круг детского чтения в семье. Детский сад предлагает родителям продумать, какие произведения они считают нужными, а затем при следующей встрече обсудить предложения. Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство! Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна. Социальное партнерство – когда родителям предоставляются равные условия или даже преимущества (п. 1 ст.44) в решении образовательных задач. Родителям предлагают разные варианты работы по чтению художественной литературы. ???????????????????????????? Реализация с. 44 Права и обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей. I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей) II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники), В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей. Семейный кодекс связан Уголовным кодексом и гражданским кодексом. В комментариях к Семейному кодексу (Пчелинцева) показана связь с УК и ГК. Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями. III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики IV уровень – договор с родителями. В Договоре д.б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ П. 4.ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации. Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!. Важно, чтобы родители знали Приказ № 2131 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Родители должны стать активными участниками образовательного процесса. Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход. Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Социальное партнерство семьи и ДОО сегодня рассматривается как резерв развития ребенка дошкольного возраста. Выводы: 1. В настоящее время система подготовки специалистов не помогает решать эту задачу. Отсутствует данное направление и в системе повышения квалификации. 2. Отсутствие решения данных вопросов в современном управлении ДОУ, повышении квалификации сотрудников нп уровне ОУ может быть эффективным. Если включается руководитель, методист. Данную работу надо начинать с самоаудита (Обруч, 2012 год). Это средство расшатывания стереотипа во взаимодействии с родителями. 3. Разрыв между образованием и культурой воспитателей и родителей. В крупных городах родители многие превосходят воспитателей (ИКТ и т.д) 4. В процессе пребывания ребенка в ДОУ у родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое родители стихийно готовы наверстать , когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может оценить и правильно использовать возможности ребенка. Иногда по отношению к ребенку неуспешному у родителей проявляется агрессия. В этой связи родителей важно включать в процесс воспитания и развития их детей. Родителей нужно готовить к будущему школьному обучению ребенка, используя деятельностный подход, научить родителей взаимодействовать с собственным ребенком. Организационно-методические условия социального партнерства ДОО с родителями 1. Повышение правовой культуры взрослых участников образовательного процесса. 2. Проведение с педагогическим коллективом самоаудита и внесение в соответствии с полученными результатами изменений в годовой план. 3. Проведение с сотрудниками ДОО просветительской работы по взаимодействию с родителями и созданию условий для формирования актива родителей (эта работа не должна вестись на родительских собраниях. Часто в актив попадают активные, но далеко не образованные люди.) Как формируется актив родителей? 1. При вхождении ребенка в систему образования. При работе с личными документами ребенка, в ходе личных бесед с каждым родителем. Именно зав. ДОО разъясняет каждому родителю его ответственность и обязанности по отношению к реализации первого уровня образования ребенка, необходимость их участия в государственно-общественной системе управления образованием. 2. Не нужно торопиться, воспитателю необходимо проанализировать поведение родителей по отношению к ребенку и окружающим (взрослым и детям). А заведующему и его заместителю проанализировать анкетные данные. Формируется список активных родителей по результатам оценок. Затем этот список выносится на обсуждение на общее собрание и открытым голосованием утверждается, затем этот актив оформляется приказом по ДОО. Утвержденный актив разрабатывает совместно с заведующим положение о деятельности в зависимости от того, какой это детский сад – сразу определяется количество встреч, способ связи (через Интернет). Определяются те направления деятельности, в которых актив принимает участие. Технология «Детский календарь» (3-4 года) Актив детского сада провел работу с родителями по разъяснению, что дошкольное образование в Законе «Об образовании в Российской Федерации» является первым уровнем образования. Родители каждый день с ребенком в течение месяца действуют по 4 направлениям: · Игра · Творчество · Познавательное развитие · Книжки-малютки. У воспитателя – своя работа, которая соответствует тому содержанию, которое обозначено в календаре. Развертывается социальное партнерство, направленное на достижения ребенка. В родительский уголок целесообразно повесить благодарности родителям: · за высокую посещаемость · за игру · за подготовку видеосюжета, как в семье работают по игровой деятельности Страницы календаря · играв с правилами, сюжетно-ролевая игра- направлены на развитие ребенка данного возраста · продуктивная деятельность – аппликация, конструирование, раскраски · познавательная исследовательская деятельность · художественная литература (книжки-малютки) Взаимодействие направленное на ребенка, на его воспитание, развитие, а не на мероприятия, ради мероприятий. 2 мая 2015 в 11:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.